14 правил безопасного бизнеса (советы адвоката)

Ведение предпринимательской деятельности сопряжено со значительным количеством рисков. Неблагоприятные последствия от совершения/несовершения каких-либо действий могут наступить, как для бизнеса в целом, так и персонально для руководителя/собственника.

Ни один бизнес не застрахован от претензий со стороны налоговых и иных контролирующих органов, непорядочных контрагентов, внутрикорпоративных конфликтов, изменчивых внешних факторов, влекущих за собой убытки, ущерб деловой репутации, штрафные санкции, а в худших случаях банкротство организации и гражданско-правовую/уголовную ответственность руководителя/собственника.

Ниже приведены правила, соблюдение которых позволит минимизировать предпринимательские риски.

1. Тщательно проверяйте бизнес-партнеров ДО совершения сделки:

  • Проверка контрагентов поможет выявить неблагонадежных (проблемных) контрагентов, избежать финансовых и репутационных потерь, избежать налоговых рисков (не принятие налоговым органом затрат по налогу на прибыль (УСН), снятие вычетов по НДС, доначисление налогов, штрафов, пени).
2. Соблюдайте в организации процедуры принятия управленческих решений (в том числе при совершении сделок).

Требования к соблюдению процедуры принятия решений содержатся в Федеральных законах и учредительных документах организации.

Несоблюдение указанных процедур, в случаях, когда они требуются, может повлечь за собой признание сделки недействительной по иску заинтересованного лица и персональную ответственность для руководителя.

3. Документируйте любые договоренности с партнерами (включая любые изменения). Обеспечьте надлежащий документооборот, включая учет и долгосрочное хранение договоров и документов контрагента.

Договоры, соглашения, бухгалтерская и финансовая документация, официальная и неофициальная переписка в электронном и бумажном виде (включая сообщения и аудиосообщения в мессенджерах) будут являться доказательствами в случае возникновения судебных споров с контрагентами вне зависимости от того, выступаете ли Вы на стороне Истца или Ответчика.

4. Всю информацию предприятия дублируйте в облачных хранилищах или сохраняйте резервные копии в недоступных для широкого круга местах. Если по каким-то причинам компьютеры и серверы будут изъяты, без дублирования базы данных, деятельность Вашего предприятия будет парализована.

5. Проводите периодический аудит процессов и внутренних документов компании на соответствие действующим законодательным нормам и требованиям.

6. Будьте готовым аргументировать и подтвердить экономическую целесообразность каждого своего действия. Вопросы по экономической целесообразности к руководителям и собственникам бизнеса могут возникнуть, например, у налоговых органов или у кредиторов (в случае банкротства юридического лица). Например, Вы заключили сделку с поставщиком по более высокой рыночной стоимости, и в связи с совершенной сделкой к Вам возникли претензии. Адекватным ответом, с предоставлением подтверждающих документов, будет объяснение, что сделка по завышенной стоимости была заключена в связи с а) Ваш контрагент единственный поставщик в Вашем регионе б) поставщик предоставил Вам отсрочку / рассрочку платежа в) поставщик обеспечил наиболее короткий срок поставки и т.д.

7. Утвердите и соблюдайте соответствующие регламенты и процедуры, касающиеся сферы деятельности Вашей организации. Это поможет избежать ошибок, которые может допускать персонал, и определяет стандарт работы на каждой должности.

8. Распределяйте зоны ответственности между работниками. Разработайте внутренние документы (должностные инструкции, приказы) с четкими должностными правами и обязанностями. Грамотно составленная должностная инструкция дает четкое представление о трудовых обязанностях и зоне ответственности работника и помогает разрешать возникающие трудовые споры. Кроме того, наличие приказов об ответственных лицах, спасет, как минимум, от проблем с проверяющими органами. А в отдельных случаях, спасет директора от дисквалификации и (или) привлечения к уголовной ответственности из-за ошибок подчиненных.

9. Поддерживайте высокий уровень лояльности и правовой культуры работников.

  • Установите порядок общения представителей компании со СМИ.
  • Разработайте инструкции, где будут прописаны действия сотрудников во время проверки налоговой службы или других органов.
  • Не допускайте общения сотрудников компании с проверяющими (а особенно правоохранительными) органами без адвоката.

10. Забудьте про пиратское ПО, бумажный НДС, зарплату в конвертах и прочие нелегальные оптимизации затрат.

11. Своевременно проводите мероприятия по контролю кредиторской и дебиторской задолженности.

12. Конкурируйте добросовестно.

Ознакомьтесь с содержанием Закона о защите конкуренции и Закона о рекламе.

13. Следите за информационной безопасностью.

  • Примите меры по защите персональных данных (Закон о персональных данных, Трудовой кодекс РФ).
  • Примите меры по защите коммерческой тайны.

14. Если к Вам «пришли» - обращайтесь к адвокатам на этапе доследственной проверки. Помните, если Ваше дело дойдет до суда, шансов на оправдательный приговор практически нет (это статистика). Своевременная квалифицированная правовая помощь значительно снизит уголовно-правовые риски.